Долгий разговор по-чесноку: интервью с лидером группы «Ангел неБес» Вячеславом Никаноровым

«Ты всю жизнь прожил в маленьком городке.
Но у тебя была мечта и ты был налегке».
А. Чернецкий

Питерский мегаполис как голодный удав каждый день заглатывает в себя тысячи людей: от желающих просто заработать, до мечтающих реализовать свои недюжинные амбиции в абсолютно разных сферах. Так повелось с петровской эпохи, так продолжается и по ныне. И неважно итальянский ли это архитектор или музыкант из Тулы. Вячеслав Никаноров 7 лет назад приехал в Петербург играть рок-н-ролл и делает это прямолинейно, быть может даже агрессивно. Он прошёл довольно быстрый, но нелёгкий путь, от парня, что размахивал тряпками в клубе для начинающих музыкантов Олега Гаркуши до создания своей группы, выступающей как хэдлайнер на самых посещаемых фестивалях страны.

Сказать по правде, Слава совершенно не изменился за то время, когда мы с ним так же два года назад общались в уютных апартаментах арт-центра на «Пушкинской 10». Да и на концертах без его «маханий тряпками» уже просто не обойтись — это самый любимый для его публики сокровенный жест. Чего стоит только фан-клуб группы, который жжёт (буквально!) и рвёт (фигурально) толпу в зале так, что многие «динозавры» русского рока могли бы позавидовать. Но он такой же гостеприимный хозяин, предлагающий чай и готовый к искреннему общению.

int_muz_01

— Обычно спрашивают у публики: понравился концерт или нет? А вам самим то понравился? (концерт в честь 10-летия группы 04.12.16 в «AURORA Concert Hall» — здесь и далее прим. автора)

— В целом да. Но видишь ли, я был наказан за крамольные мысли, которые посещали меня перед концертом. Что вот такой важный итог, а может потом чуть расслабиться? Поэтому не всё прошло стопроцентно гладко. Были моменты особенно, что касается видео рядов. Мы готовили сильную видео инсталляцию, но она к сожалению не запустилась — там проблемы были технические. Видишь, меня Боженька наказал и сказал: «Твой главный концерт, где всё будет абсолютно идеально ещё впереди и поэтому бери себя в руки, работай дальше, пиши новую программу, новые песни и т.д…». Но в целом всё прошло очень хорошо.

— А что за технические неполадки? Я, например, не заметил.

— Да никто не заметил! Кроме меня… Ну это такое личное. А так ты прав, надо слушать народ и отзывы замечательные, поэтому грех жаловаться.

— Задам довольно актуальный вопрос. Каким образом вам удаётся держать такие демократичные цены на билеты? (входные билеты стоили по 300 руб.)

— Это наша совместная политика с клубом. Не каждый клуб на такое решится. Когда мы выбирали площадку, честно говоря, были предложения не только от «Авроры» - предлагали свои услуги «Космонавт», «Зал Ожидания». Но для нас была важна ценовая политика и мы знаем, что многие клубы на это не пойдут, а «Аврора» опускает цены, проводит такие акции, и поэтому мы выбрали её из всех вариантов. Помимо малобюджетной категории публики, надо ещё учитывать какое количество сейчас в Питере концертов -  каждый день где-то какой-то концерт. Конечно, людям приходиться выбирать, в стране ведь кризис, от этого никуда не уйдёшь. Мы сейчас с юбилейным туром ездим по стране и замечаем, что юбилеи у нас зачастую проходят хуже, чем обычные рядовые концерты в этих же городах, к примеру, два года назад. В Твери, Тамбове, Петрозаводске, Великом Новгороде на прошлые концерты собирались практически аншлаги, залы были битком. Сегодня посещаемость упала очень сильно. Когда мы общаемся с организаторами, они говорят нам: «Ребята, дело не в вас, дело не в том, что вы стали менее популярны. Завтра вот приезжает «Крематорий» и тоже билеты не идут». В регионах действительно сложная ситуация. Я общаюсь со многими директорами групп, артистами — все воют сейчас. Поэтому, ещё раз повторюсь, ценовая политика для питерского юбилея сыграла свою роль и большое спасибо «Авроре», что они пошли на такой шаг.

— 20 января в «Зале Ожидания» фестиваль ожидается. Вы там как хэдлайнер заявлены. И название у него такое пацифистское : «Дадим миру шанс». Что за фестиваль, чья идея?

— Ну одни из хэдлайнеров, если можно так сказать, но мне не хочется впадать в такие мелочи и решать кто там хэдлайнер. Дело в том, что всю свою жизнь я очень трепетно отношусь к благотворительным вещам, также я хорошо знаком с организатором этого мероприятия Анастасией Мурзич. Она несколько лет назад написала прекрасную книгу о моём любимом русском поэте Александре Башлачёве и она вообще достаточно, так сказать, закопана в рок-н-ролльной истории. Раньше она проводила многочисленные мероприятия, сейчас с новыми силами выходит на арену, начиная с этого благотворительного фестиваля.
Во-первых, у нас всегда с ней были хорошие отношения, а во-вторых эта позиция, что она выступает против войны в сегодняшней ситуации мне очень близка. Поэтому, всё взвесив, мы согласились.

int_muz_02

— В вашем коллективе был очень интересный, колоритный музыкант, с такой интеллигентной харизмой, который очень здорово смотрелся на сцене. На юбилейном концерте он был только в качестве гостя. Почему ушёл «Моцарт»? (Сергей «Моцарт» Никонов бас-гитарист с 2009 по 2016 год).

— Интеллигентная харизма, как и остальные заслуги Моцарта и вклад в историю группы «Ангел НеБес», действительно очень весомы и достойны уважения. Но понимаешь, это жизнь и когда-то дороги расходятся.
В феврале этого года у нас с Серёжей состоялся серьёзный разговор. В следствие общей дискуссии группа выбрала путь более профессионального и серьезного подхода к своему будущему - всё-таки 10 лет остались за плечами... Нам надо было пытаться понять, как двигаться и жить дальше. На первое место решили поставить музыку, а затем все побочные рок-н-ролльные вещи. Серёжа выступил абсолютно против этого и несколько первых концертов юбилейного тура были на грани срыва из-за его поведения. Его выбранная позиция ясно показала, что он не прав, но его правда оставалась другой, так что решили спокойно расстаться. Через месяц после нашего расставания он нашёл себе группу, где, по его словам, ему абсолютно комфортно вместе со своими жизненными направлениями и ориентирами, так что мы за него только рады и желаем ему всего самого хорошего, потому что он действительно прекрасный шоумен и музыкант.

— У вас очень мощный фан-клуб и на концерте иногда даже интересней смотреть на то, что происходит в зале, а не на сцене. В других городах есть что-то подобное?

— Наш Фан-клуб - это уже как наша вторая половина и мы им очень гордимся! Так ярко то, о чём ты говоришь, выражается, конечно, только в Питере. Есть города, где местные фанаты и поклонники тоже трепетно подходят к нашим концертам. Нас прекрасно, к примеру, принимают в родной Туле, там всегда полные залы и прекрасная атмосфера, но с питерскими рокерами кого-то сравнить всё равно практически  невозможно.

— Такой проницательный и забавный клип у вас снят на песню «Другу». Кто все эти люди, чья идея, ну и конечно, натуральная ли пьянка?

— Плавно и гармонично мы с тобой беседуем. Вот только что мы говорили про фан-клуб, а практически все персонажи из этого клипа - это задействованные представители нашего фан-движения, самые близкие, активные и вознаграждённые. Пьянка абсолютно натуральная, поскольку была задача отобразить всё честно. И паренёк, которого я катаю на коляске тоже наш поклонник, так что и в этой сцене тоже всё по-чесноку. В большей степени оператором и режиссёром являлся Егор Антонов, а сценарист — Юра Мочулов он же Георгий «Голодный», который выступал с нами на концерте - он вот такой мастер на все руки.

— Это который шоумен с чубом таким?!

— Да, вообще он неплохой барабанщик, у него несколько коллективов. Вследствие нашей дружбы многолетней, я открыл его в новом свете как прекрасного шоумена. До Гаркуши он ещё дорастёт постепенно… (смеясь)

int_muz_03

— Последний альбом у тебя называется «Идиотрока, том II». Неудивительно, что он вызвал огромный интерес у слушателей — как никак, первый «Идиот» альбом то уже легендарный. Представь какой ажиотаж мог бы подняться, если завтра вышел бы, допустим, «Шестой Лесничий, часть вторая». От такого названия попахивает верным коммерческим ходом…

— Так смотри: ситуация в том, что если бы я первый альбом назвал просто «Идиотрока», то ты мог бы придраться, но он же изначально был назван «Идиотрока, том I», то есть у меня еще тогда в 2010 году планировалась вторая часть, но из-за других творческих ежегодных новых идей, которые у меня возникали, я не приступал ко второй части. Вот меня накрыло в 2011 году и я вместо второго тома «Идиота» написал абсолютно новую программу, которую и назвал «наКРЫЛО».
Мы выпустили одноименный альбом, дальше меня накрыло опять на фоне событий на Украине и в мире и мы выпустили альбом «Я играю в войну». Смысл в том, что творческая жизнь такая. Хотелось, конечно, сразу выпустить «Идиотрока, том II», но никак время не подходило. Творческие мысли, связанные со второй частью никак не могли собраться воедино. И вот в прошлом году мне показалось, что программа, существующая на данный момент, близка к этому. Не скажу, что прямо стопроцентное продолжение первого «Идиота», но очень близко и там действительно очень много параллелей, если проанализировать – в частности, мы также, как и в 2010 году, вернулись к истокам, вспомнили много песен моего раннего периода, они были перемешаны с новыми композициями, выработана похожая концепция альбома, ну и ещё много-много всего…

— Давно уже хочу тебя спросить. Кто придумал эту гениальную обложку для первой части альбома? Ну и для второй тоже.

— Это девочка из Тулы. Мы давно с ней не общаемся. В период нашего тульского творчества она и посещала концерты, и лестно отзывалась о группе. Потом, когда я узнал, что она дизайнер, попросил её послушать песни, вникнуть более глубоко и придумать. Её зовут Лиза Романенко. Вторая часть делалась здесь в Питере, это было уже не так сложно, использовалась её стилистика и делал это наш питерский дизайнер.

— Одна из главных ссылок, при заходе на ваш официальный сайт, это ненавязчивая реклама, если тут уместно это слово, портала «Благотворительного фонда Архангела Гавриила». По не подтверждённым данным от наркозависимости каждый год в России умирает 70 тысяч человек. Это население маленького города. Ведь страшно. Что делать?

— Государству, в первую очередь, надо обратить внимание на эту проблему не голословно, как они любят говорить во всех своих интервью : «Да, да. Давайте запретим продавать алкоголь, сигареты, то, сё…» Но кроме слов я не вижу чтобы что-то шло дальше. Сейчас я скажу банальные вещи, о которых сегодня все рассуждают. У сегодняшней молодёжи нет примеров, правильных стереотипов. Нету, пусть это уже замыленная фраза, идеологии. Это очень важно. Всё-таки, как бы не хаили Советский Союз, были другие люди с другим менталитетом и идеологией. Там была идея! Сегодня вот так всё — живи как хочу. Вот тебе свобода и делай что хочешь. И поэтому государству нужно какие-то ориентиры и принципы выстроить. Ради чего человек живёт ? Чтобы ему с детства об этом говорили. Что он живёт для света, а не для тьмы. У нас сегодня всё можно : хочешь критикуй, хочешь нет. Молодёжь растёт и куда она смотрит, кроме компьютера и интернета? И это их главный идол, ведь ценностей то нет! Вообще никаких. Их надо выстроить. Хотя бы начать строить, фундамент закладывать начинать. А то так все говорят и говорят. Я со школьной скамьи, с десятого класса начал читать всякие политические книги и очень долгое время увлекался политикой, потом немножко остыл к этому. Ещё несколько лет назад я с большим удовольствием смотрел передачи того же Соловьёва… Сейчас просто не могу смотреть, просто не могу. Я включаю на 5-6 минут. Ну куда это? Это же цирк! И как-то всё это печально… Надо строить, строить систему ценностей. Хотя бы начать.

— Два года назад на Нашествии якобы за использование пиратехники ОМОН устроил мордобой и задержание. Ты пытался вмешаться в ситуацию. Что там случилось на самом деле?

— Было такое, я действительно остановил выступление… Конечно же я не мог на это смотреть. Вообще там такая ситуация была: если зрить в корень и копануть, то тогда у нас только появилась песня, которая называется «Я вырос на Украине» и тогда был самый эпицентр всех этих событий и это было чуть ли не первое её исполнение на большом фестивале. Она уже была выложена в сети, люди знали слова, заранее договаривались именно под неё устроить массовое файер-шоу и это был их взгляд и их отношение ко всему происходящему на тот момент в Киеве! И ОМОН, скажем так, просто был шокирован, как собственно и я, когда потом всё это пересматривал, потому что со сцены так страшно не казалось ))) Помимо файеров там появилось и уйма дымов, и всякая другая абсолютно безумная пиротехника, которой, видимо, ранее на «Нашествии» не было. Поэтому можно понять всех. Можно понять и ребят, которые на этой песне хотели отразить свою позицию, можно понять и ОМОН. Но тем не менее я выступление продолжить не мог, когда на моих глазах заламывают, бьют ногами прямо перед сценой, затаскивают за волосы за забор. Закончилось в итоге всё нормально: приехал главный омоновец, разбирались и договорились, что ребят отпускают, а мы, соответственно, доиграем. Да, это был прецедент, но доиграли, правда уже без того настроя. Было условие такое: мы доигрываем программу, я со сцены попрошу больше ничего подобного не устраивать и ребят отпускают, такой компромисс мы нашли. Они свое слово сдержали, а я своё. Дальше, насколько мне известно, на всяких пост-фестивальных собраниях, виноватыми всё равно все выставляли нас музыкантов – типа мы специально песню подобрали через чур агрессивную и чуть ли не весь этот вагон пиротехники сами привезли, ну бред же, смешно даже!

— Хочу тебе сказать спасибо за такую честную и правильную песню, поскольку после Борзыкиновского трусливого «покаяния», наконец-то хоть кто-то сказал правду со сцены.

— Эта песня сама во мне родилась сразу после начала известных событий – у меня абсолютно все родственники с Украины, я там провел большую часть детства и юности, так что смотреть на это всё не то, что больно, а практически невозможно!

— Всегда интересно знать сокровенный процесс сочинения самых популярных в народе песен. У тебя уже есть именно питерская песня с особым городским менталитетом. Как и почему на самом деле появилась «Лето в Петербурге»?

int_muz_04

— Конечно - вполне банальная история. Лето это пора фестивалей – нас около месяца не было в Питере и вот мы наконец-то вернулись. Жил я тогда на загородном чердачке в Парголово и когда я вышел из метро «Озерки» около семи часов вечера, то сразу перебежал дорогу и кинулся в небезызвестные питерские водоемы с табличками «Купаться запрещено». Был конец июля, очень душный и жаркий, я вышел из воды, прилёг на траве и подумал, что силы вернулись и теперь нужно срочно вызванивать друзей и подруг, которых я месяц не видел, И что ты думаешь - я сделал звонков пятнадцать близким мне людям, и через одного, все сбрасывают и присылают смс: один пишет: «я в Анапе», другой: «я в Сочи», третий «я в Египте» и т.д, и т.п. В общем, из пятнадцати человек, которым я позвонил, около десяти вот так ответили. И тут песня родилась сразу сама собой. Мне пешочком от метро «Озерки» минут тридцать ходьбы было в Парголово и, пока я шёл написал куплетов десять этой песни. Позже половину куплетов пришлось отправить в архив и оставить для истории.

— Мы с тобой любим поговорить про футбол. В этом году и Зенит с Арсеналом (г. Тула) и сборная совершенно не порадовали. Да и всю систему нашего футбола пора в корне менять…

— Разговор это глобальный и долгий. Но вначале я тебе расскажу одну историю, пока я её не забыл, хоть я и не люблю на данную тему в этом году говорить. Это было 20 июня, когда группе официально исполнилось 10 лет – мы собрались в сауне праздновать этот юбилей в районе семи вечера, но радость наша продолжалась может быть часа два… Потому что потом началась игра «Россия-Уэльс» на чемпионате Европы. После этого дня я решил, что данному составу сборной такого испорченного десятилетия никогда не прощу! Ну говорю я это всё с иронией… А то, что сейчас происходит с российским футболом это бред полный! Смотря на российских игроков, я недавно задумался, за что они получают миллионы, ни хрена не играя и даже не стремясь к этому (бьёт по столу), все боятся ехать в Европу, по причине того, что там меньше платят и надо играть – может быть они получают такие бабки за то, что их вся страна хаит, материт и обсирает? Тогда может быть они достойны своих зарплат за такое массовое пожизненное моральное унижение )))) Что делать? Ну есть же умные люди. Газзаев что-то пытается предлагать, кстати, с глубоким уважением к нему отношусь. Его мысли интересные, и не только его. Все уже говорят об этой отмене на лимит легионеров. Короче — нужно что-то опять же хотя бы начинать делать!

— А может, надо начать с мальчиков?

— Да, это даже не обсуждается. Если урезать зарплаты нашим «великим» игрокам процентов на 20 – они даже и не заметят наверное! А эти деньги можно вложить в детско-юношеский футбол, который у нас вообще «никакой». Это же вопрос о той самой идеологии, о которой мы говорили. Страна у нас по сути отражение всех этих явлений. Футбол или возьми любую другую сферу.
Всё сводится к одному - у нас все мудрецы и полемисты, но вот делать никто ничего не хочет!!!

— В песне «РЖД» огромное количество городов перечислено. Неужели вы везде там побывали?

—Там пятьдесят процентов городов, в которых мы побывали, сорок, в которых мы хотим побывать и десять, которые по-приколу и в рифму )))

— Гастроли — ответственное дело. Но всё-таки это рок-н-ролл. Наверняка есть в твоей гастрольной жизни интересные истории?

int_muz_05 — Я на днях как раз вспоминал и думал, что это как раз для какого-нибудь интервью. Есть вообще случай, который стоит особняком и даже не знаю, прикольный он или нет. Года два назад был тур по Уралу, у нас там четыре или пять концертов было подряд. Короче — возвращались мы в Питер, проснулся утром в поезде, накануне отметили окончание тура очень ударно. ехать еще долго, башка трещит… Пошел я один прям с утра в вагон-ресторан, я один любил в своё время посидеть. И вот в 11 утра я сажусь в вагоне-ресторане, взял грамм 150, борща, ну всё как надо. Какая-то остановка, пошёл прогуляться, узнал у проводницы сколько стоим - мне показалось, что она ляпнула — минут двадцать, а потом на самом деле выяснилось, что минут двенадцать… В общем возвращаюсь — поезда нет. Я звоню ребятам: «Вы где?» Они: «Поезд уехал, ещё минут 7 назад! Мы думали, что ты в другой вагон зашёл и сейчас подойдёшь». Я в суете узнаю, что через час у них следующая остановка в какой-то деревушке, беру первого попавшегося таксиста и мчу туда! Таксист мне сразу не понравился – как буд-то специально ехал еле-еле, чтоб меня потом ещё и дальше повезти, если и тут опоздаем ))) Подъезжаем в итоге на эту станцию, я бегу на платформу, а передо мной отправляется поезд, пока я звонил пацанам и убеждался, что это именно мой поезд опять от меня уезжает – он уже набрал хода достаточно солидно! Двери все естественно закрыты. И вот дальше – если б кто-нибудь это заснял, то точно вышла бы очередная часть «Индианы Джонс». Я бегу за поездом, который набирает обороты всё быстрее и быстрее, и решаю прыгать. Прыгаю! … хватаюсь за эти боковые ручки и наверное еду с километр вот так. Держусь из последних сил, ноги тянет под колёса… И тут одна из проводниц переднего вагона увидела всё это действие в окно и дёрнула стоп-кран, можно сказать – спасла меня… Менты прибежали, начальник поезда – я думал сейчас убьют меня всем скопом, но судя по их виду – они не меньше меня были шокированы от всего этого и слова-то с трудом подбирали.)) Музыканты не хотят эту историю вообще вспоминать, не то, что я…. Вот тебе история, собственно, как и «Лето в Петербурге» - грустная с улыбкой на лице!

— Ну вот тебе история из более весёлых. Был разговор про «Моцарта». На место «Моцарта» пришёл «Граф» (Сергей Галевский). Один из первых его концертов – сольник в Саранске, до которого мы очень тяжело добирались из Москвы – 12 часов в душном небольшом минивэнчике. Граф у нас парень достаточно габаритный, так что ему уж совсем было некомфортно в дороге, не спал почти - устал жутко, а мы приехали и через пару часов уже концерт. В общем, играем пятую песню – «Гулял», одна из самых панковских и веселых у нас, ну а я чувствую за спиной, что-то бас не то совсем играет – вместо веселья там лирика вообще идет какая-то… Поворачиваюсь, а он спит! Реально стоит на сцене, продолжает играть на басу и в тоже время спит, еще б минута и захропел бы точно! Я его пнул, он глаза открыл, оглянулся по сторонам, секунд через 15 осознал, где он и кто он, и заиграл дальше, как не в чем не бывало (общий смех, минуты на две, с перекуром…)

— Ну у тебя и истории. Led Zeppelin отдыхает. Но звук у вас на концерте был всё-таки отменный.

— В музыкальном плане новые басист и гитарист (Сергей Галевский и Антон Макаров) многое принесли в группу, это действительно так.
А в остальном тоже всё отладится, пора начинать всё делать мудро, спокойно и взвешенно – суеты нам хватило в прошлом десятилетии!

Беседовал Алексей Романенко, специально для MuseCube
Фотографии Кристины Садовской

http://musecube.org/?p=255914

Портал musecube.org

29.12.2016


Комментарии ВКонтакте: