Интервью с Вячеславом Никаноровым — лидером группы АнгелНеБес – арт-журнал «Около»

26 января группа «Ангел НеБес» даст большой трёхчасовой сольный концерт с новой программой в клубе «Космонавт».  Концерт приурочен к разным событиям:  выход нового альбома «Я играю в войну», пятилетию группы в Питере и Дню Рождения лидера группы Вячеслава Никонорова. Есть ещё одна немаловажная деталь этого события — впервые в Питере группа сольно выступает в таком относительно большом зале.

Вячеслав Никаноров:

«Из каждого невыхода, есть минимум два выхода».

Арт-центр «Пушкинская 10».  Мы расположились в полуофисном помещении на старых затёртых кожаных диванах. На стенах висят здоровенные афиши концертов динозавров русского рока, прошедших лет десять назад минимум. Слава спокойно, но категорично бросает своим коллегам: «Меня не беспокоить, даю интервью», и предлагает нам чай. Атмосфера располагает вполне.

dsc_2015 

— Что ждёшь от концерта? Концерт, мне кажется, будет точно не рядовой.

— Здесь актуальней задать вопрос : Что ждать людям от этого концерта? Я как всегда жду количество людей, которые нас любят. Вот что они ждут? С нашей стороны будет хороший концерт.

— Предстоящий концерт вами анонсирован как некая черта, и дело не только в новом альбоме, а в этих пяти годах в Питере. Представь: завтра твой хороший друг приезжает в этот город. Теперь уже как равноправный житель этого города, что ты ему расскажешь в двух словах про Питер?

— Это свободный город. Тяжёлый, разный, но свободный, где тебя никто не держит. При желании можно многого достичь.

— «Нет голов от Кержакова, нет Владимира Быстрова» — убойнейшие строчки у тебя, да и твоя фотография с Сергеем Богдановичем Семаком,  я правильно понимаю, ты явно не равнодушен к футболу? За тульский «Арсенал»  болеешь или за «Зенит»?

— На самом деле я мечтал стать футболистом. С детства играл в футбол, серьёзно занимался, даже спал с мячом. Что касается любимой команды, то тут дело в том, что у меня отец военный и по месту службы отца мы сменили несколько городов и по традиции я, конечно, стал болеть за ЦСКА. Когда переехал в Питер, стал с огромным удовольствием болеть за Зенит, но не в том случае, когда он играет с ЦСКА. На такие матчи я не хожу на стадион, а стараюсь посмотреть матч дома.

— Давным-давно, читая рецензию на только что вышедший альбом Чижа «… о любви» очень понравилась фраза : «Если бы Чиж написал только одну песню «Ветер вырывает из рук (последние деньги)», уже за только это ему можно ставить памятник». Мне понравилось. Я уверен, пройдёт ещё совсем немного времени, и про Никана тоже кто-то такое подобное будет говорить (а может уже говорят). У каждого есть своя, самая близкая, любимая песня, когда мурашки по коже бегают. У меня, к примеру, это песня «Другу», у другого «Один Патрон» и т.д.  Вот ещё недавно была такая группа КиШ, у тебя есть именно «свои» песни из их творчества?

— Не скажу, что я был близким фанатом этой группы, конечно, я слушал. Но так как моя юность прошла в глубоких рассуждениях о музыке Майка Науменко, Александра Башлачёва, раннего Наутилуса, Король и Шут был и остаётся для меня уникальным явлением, но не таким, которое бы так цепляло и тому подобное. Есть песни, которые мне очень нравятся. Песня «Ботинки», например, «Лесник» естественно. Есть вещи, которые цепляют.

— А как ты вообще с ними с познакомился?

— Это всё фестивали: раз увиделись, два увиделись, на третий раз уже поздоровались, а в четвёртый раз, помнится, Горшок постоял посмотрел наше выступление. С Князем как-то пересеклись. Я хожу на Лиговский в бассейн, а он туда ходит в качалку. С Горшком как-то встретились на Жуковского. Я ходил смотреть квартиру для съёма, и девушка-риэлтор мне говорит: «Подождите, сейчас перед вами один человек, а потом вы пойдёте.» Смотрю, оказывается передо мной Горшок, выходит оттуда. Вот такие явления. Это же Питер! В этом и кайф. Конечно, в первую очередь это фестивали, но были и такие бытовые встречи. Часто встречаемся и всегда общаемся. С Мишей последний раз получилось пообщаться на фестивале Доброфэст (фестиваль в Ярославской обл., 28 июня 2013 г. —  здесь и далее прим.автора), а спустя месяц его не стало.

-На мой взгляд, альбомы АН под завязку наполнены плотным, грязным гитарным звуком. Музыкальная палитра не очень радует разнообразием, разве что «5-летний» альбом стоит чуть особняком. Не хотите сделать что то акустическое, не unplugged, а может что-то в духе «Акустического Альбома» КиШ ?

— Мы не то, что хотим, обязательно будем делать! Мы хотели это сделать в прошедшем году, но вследствие различных причин не успели. Множество свалилось фестивалей, что с одной стороны, конечно же хорошо, а с другой — мы не смогли выпустить этот акустический альбом. У нас целая трёхчасовая акустическая программа вдвоём с Моцартом, нашим бас-гитаристом. Он же прекрасный акустический гитарист, преподаватель акустической гитары в школе рока и эта трёхчасовая программа на 90 процентов составленная из моей лирики, которая в наши электрические программы практически не входит. У нас с ним это давняя мечта выпустить альбом «Лирика у Настольной Лампы» в двух частях и мы перенесли это на этот год. Очень надеемся, что всё получится. Там будут присутствовать две гитары, соответственно, моя и Моцарта. И очень мы хотим привлечь знакомого скрипача из города Новомосковск (город в Тульской обл.), где я очень долгое время жил. Он преподаватель музыкального училища, очень хороший, ему нравится моё творчество. Он с удовольствием готов удалённо всё на своей студии записать, нам переслать файлы и всё это здесь сведётся. Такие вот планы. Очень надеемся, что получится, это будет такая уникальная действительно вещь, потому что эти песни исполняются только на квартирниках и акустических концертах по большей части. Открою тайну: с двух песен, именно акустических и очень близких мне, начнётся концерт 26 января.

— Кстати, о квартирниках…  расскажи, а разве это явление до сих пор существует?

— Конечно.

— А в каком виде всё это происходит?

— Да абсолютно также, как и раньше. Я играю квартирники в Питере 2 раза в год минимум. В виде происходит разном. Вот, например, сидит здесь Саша Афанасьев, директор нашего фэн-клуба. Самый простой вариант это так. Мы с ним находим квартиру. Он буквально за двое, максимум трое суток отписывается всему фэн-клубу, это человек 200, из них 40 первых попадают в его список. Ну а цена там немаленькая, потому что всё-таки это такой уникальный момент и попасть туда могут только 30, максимум эти 40 человек. Список лежит на входе, адрес он говорит только по телефону, люди приезжают, Саша всех встречает, люди расселись, и 3 часа мы общаемся и поём песни.

Остальные варианты, я бы не сказал, что сложнее. Это когда кто-то приглашает, там они уже сами начинают как-то рекламу делать, какие-то небольшие залы находят. Это уже их «головная боль». Нам проще, когда мы в своём кругу, Саша первых 30 самых близких отписал, мы собрались и поём. Вот, к примеру, 9 марта первый раз мы будем сотрудничать с новыми людьми. Они называют себя в vkontakte «Квартирники Петербурга» и вышли на нас. Обговорили все условия, всё согласовали, и нам очень хотелось бы 9 марта и сыграть, потому что эта моя лирика как раз подошла бы. Там много песен и о любви, и о душе, но, к сожалению, буквально час назад перед вашим приходом нам предложили тур Казань-Ижевск-Оренбург. И именно с 7 по 10  марта. Я им отписал и попросил на неделю перенести, пока реклама не началась, я надеюсь, они пойдут на уступки. Сейчас жду ответа. Если состоится, то это будет 14-15 марта, можете приходить, вот и посмотришь, как это происходит.

dsc_1924

— В 1998 году, тогда уже очень популярная, группа Сплин была приглашена на разогрев первого в истории нашей страны концерта Rolling Stones. Учитывая именно твои музыкальные вкусы, на концерт какой мировой легенды в таком качестве ты хотел бы, чтобы группа «Ангел НеБес» попала?

— Все легенды, пред которыми я преклонялся, хотя не люблю говорить это слово, вернее, которые мне нравились, уже все, к сожалению, по большей части ушли из жизни. Это Sex Pistols, Doors, Nirvana. У меня есть, не то, чтобы мечта, я с большим удовольствием и с большой долью риска, зная поклонников этого коллектива, сыграл бы на разогреве у Алисы. Если представиться такая возможность, конечно, и брать именно сегодняшний день.

— Вполне совместимо

— Может быть…Вот такие мысли есть, а другие пока не посещали.

— Давай про успехи и популярность. Самая большая концертная площадка, где вы выступали именно в сольном варианте?

— В сольном это был всегда «Зал Ожидания» в Питере. Впервые будет площадка больше — «Космонавт».

– Очень прошу честно… Что лучше – клуб на двести человек или стадион на …цать тысяч?

— Я тебе честно и скажу: разный кайф. Я даже объясню это всё. Когда сольный концерт, ты выходишь и эти 200-300 человек они все твои! Они знают каждую твою песню наизусть, ты у них один, и они у тебя. Вы единое целое. А когда это фестиваль, типа Нашествия, Крылья, там выходишь, и другой кайф. Там огромная толпа, с одной стороны, которая заводит и хочется порвать. Она придаёт сил, также как и на сольном концерте отдача идёт. Но там есть и какой-то элемент волнения или не волнения, а дискомфорта, что ли. Ну, стоит перед сценой несколько тысяч кто знает группу Ангел НеБес, а дальше там целая поляна, и они оценивающе смотрят. Ждут какую-то другую группу, взирают на тебя гордым и важным взглядом. Тут нужно в себе это перебороть и знать, что играешь ты для всех, и тех ты тоже хочешь покорить. Фестиваль — это всё-таки больший груз ответственности. На сольном концерте, если ты устал, можно дать слабиночку, хотя это не наш конёк. Чуть подсадить минут на 5 программку, перебиться акустической песенкой, а потом опять дать. То на фестивале надо держать и держать, тем более, что мы пока не звёзды какие-то великой величины.

– В твоих песнях очень часто присутствует некая «она», иными словами женщины,  и соответственно страсти по ним. Почему так всегда нервно у твоих героев с ними, всегда на грани срыва? (Исключение песня, я бы сказал, романс «Звезда»). Почему нет песен про уси-пуси-любовь-морковь? Это, между прочим, тоже вполне естественно.

— Каждая песня моя — это же не выдуманная мной сказка. Каждая песня — это честно из жизни, и я пою о том, что беспокоит меня. Если я вижу, что приходят люди, значит беспокоит и их. Здесь всё без обмана, всё по-честноку, значит так в жизни у меня — всё по-нервяку. (смеётся)

– Когда я первый раз услышал «ИдиОтРока», я разозлился, поскольку у меня было ощущение, что кто-то подслушал мои мысли и выкрикнул мне в лицо то, о чём я порой боялся сам себе признаться. Насколько я тебя знаю, ты открытый общительный человек. Наверняка часто говоришь со своими слушателями. Что они тебе говорят о своём восприятии? Или наоборот, какая-то реакция была неожиданной для тебя?

— Да, ты прав. Чаще всего звучит: это же про меня. Вот в Перми мы были на фестивале в этом году. Меня там просто удивил один момент, давай его и вспомним. Там организаторы две женщины и мужчина, кстати, немного на тебя похож. Мы выступаем, заканчивается наш сет, я по ступенькам схожу со сцены, и этот мужчина сидит на самой нижней ступеньке и рыдает. Рыдает прям такими слезами! Я подумал: может его менты ударили или что. Хотя он организатор, вряд ли.

— Не пьяный?

— Да нет, ну может чуть-чуть там. На фестивале всегда там немножко. Я спускаюсь, и он меня за штанину. Я поворачиваюсь, он плачет: «Как ты так можешь? Это же вся моя жизнь!». Я его обнял: «Да ладно, успокойся», а он: «Это же всё про меня, всё». Вот такие моменты, конечно, приятны. Бывали  другие случаи и не раз. Когда мне не то, чтобы предъявляли, а говорили: «У тебя очень много вот этого „я“ в песнях». Вы же поймите, что этот «я», в тоже время, и «он» – тот, кто приходит и слушает меня, это ни в коем случае не я один. Приятно, что многих людей цепляет, значит, эти проблемы присущи не мне одному.

dsc_1986

– На ваших альбомах (последних двух, если не ошибаюсь) вкратце описана предыстория и причины написания песен. Нестандартный ход, почему вы это решили делать?

— Трудно объяснить. Когда заполнение обложки шло, мне показалось это интересным. На «ИдиОтРока» этого не было, на следующем. Для человека, покупающего альбом, мне показалось это самой интересной информацией. Там какие-то факты: как альбом записывался, что происходило с группой в это время, либо вследствие чего какая песня записана и тому подобное. Кто-то любит делать буклетики, где стихи песен. Мне кажется, если песня понравилась, стихи и так быстро выучатся и аккорды на гитаре быстро подберутся, а вот эту историю узнать… Это нужно искать или ждать какого-то интервью, где я всё объясню.  А тут сразу, пожалуйста — получи и пойми, что да как. Со своей стороны, если бы я в своё время покупал бы альбомы любимого Наутилуса или Гражданской Обороны, а там было написано в каком состоянии, когда и как эту песню написал Кормильцев или Летов, то мне было бы очень интересно. Мне приходилось покупать книжки и узнавать в какой период, при каких обстоятельствах тот альбом был ими записан.

– Извини, быть может чуть резковатый будет вопрос. Можно так сказать (перефразируя коммунистический лозунг): говорим – Вячеслав Никаноров, подразумеваем АнгелНеБес, говорим – АН, подразумеваем ВН ? Или всё гораздо сложнее?

— Сказать то можно, но мне бы не хотелось. Сказать то можно… Понятное дело, за семь с половиной лет сменилось, чтобы не соврать, 30-40 человек в группе, особенно за тульский период. Там сразу всё быстро менялось, такой ритм пошёл, что люди просто офигели от этого ритма и отпадали каждый месяц. Если ты откроешь «Пятилетний Альбом», там у меня написана благодарность за пять лет, и их даже можно посчитать. Вот тогда можно было сказать! И говорили так, и я сам говорил. Действительно так и было. Я нёс эту ношу на себе в одиночку. А сейчас, особенно когда эти два гитариста Сова и Моцарт со мной все эти пять питерских лет, я бы не хотел так говорить. Они такую лепту внесли, и один и второй, и продолжают вносить, поэтому я хотел бы говорить про «Ангел НеБес», как сплочённую четвёрку. Саша барабанщик (Александр «Пила» Кочергин) уходил на год, сейчас вернулся, у него были семейные трудности, мы его поняли и очень рады, что он вернулся. Он четвёртое звено, которое с нами очень долго и он будет на этом концерте играть. Эту четвёрку я и хотел бы назвать «Ангелом НеБес», 5 лет это уже срок.

– Сейчас будет непростой вопрос. Нельзя не поговорить про «тварей». Твоя социальная позиция сразу бросается в глаза и не вызывает никаких сомнений. Очень непростая тема, тут, конечно, надо прежде всего что-то делать. Во всяком случае, ты поёшь эти песни (речь идёт о песне «Кровавый Банкет», посвящённой теракту на фестивале «Крылья» летом 2003 года, и песне «Твари», написанной после событий в Беслане), а значит, уже немного делаешь. Что нам делать, и кто виноват?

—  (пауза) Вопрос действительно очень сложный. Делать что-то надо. Я не политик, хоть и увлекаюсь политикой со школьной скамьи. Однозначно нужно что-то менять, пусть это и банально прозвучит. Если менять в глобальном масштабе, нужно менять грамотно, разумно, трепетно. Нельзя рушить всё в пух и прах как разрушили в 85-ом, когда пришёл Горбачёв, как разрушили в начале 90-х. Сегодня, если и менять, нужно абсолютно адекватно оценивать:  на что менять, на кого менять. От людей, которые сегодня выходят на эти «болотные», на другие марши, кричат, бьют, скандалят, я ни разу не слышал и не видел, чтобы они разумно и размеренно что-то предложили. Я, например, сегодня не вижу не одного человека в стране, кто был бы политически подкован, с такой внутренней силой и был бы сильнее того же Путина. Ну вот не вижу просто, хотя моё отношение к Путину очень двоякое, очень, и в большей степени отрицательное. Но, тем не менее, не вижу, кто бы мог его заменить. Заменить человека, который, извини меня, вытащил эту страну в конце 90-х из полнейшего дерьма. Сегодня мы хотя бы более-менее гордо можем посмотреть иностранцам в глаза, сказать: «я живу в России».

Но существует ведь и другая сторона медали: полнейшее воровство, полнейшая коррупция, полнейшее разделение сегодня в классе людей. Богатые просто уже плюют нам сверху, на бедных, творят что хотят. Обязательно нужно что-то менять, нельзя стоять на месте, но нужно делать всё постепенно. Мне где-то в глубине души почему-то верится, что всё-таки Путин что-то делает и будет делать. Посмотрим, время покажет. Действительно очень много мрака. Есть и третья сторона медали. Можно просто тупо сказать, как бы я не пытался Путина защитить: рыба гниёт с головы.

– Герой твоих песен абсолютно не прагматик, раздолбай и неудачник, но очень жадный до жизни, оптимист одним словом. Что посоветуешь молодым людям, которых часто посещают такие мысли: дескать всё плохо, к чёрту такая жизнь.

— Я очень надеюсь, что эти песни, достаточно боевые по большей части, заставляют верить в себя, идти вперёд, не опускать руки, никогда. Меня отец так с детства учил, чтобы не случилось, его фраза у меня в голове как гвоздём: «Из каждого невыхода, есть минимум два выхода». И я хочу это сказать, запомните эту фразу. Всегда есть выход, в какой бы вы заднице ни оказались, нужно брать себя в руки и выкручиваться, делать шаг вперёд с зажатым кулаком, может быть со злостью такой. Проблема эта такая вещь, как паутина, и ты там. Муха, попав в паутину, карабкается, иногда очень сильно карабкается. Иногда она же может оттуда вылететь, а иногда она расслабляется, и её в эту паутину раз, а там уже паучок и всё. И проблема она тоже такая. Если ты расслабился, ещё больше её запустил, вместо того, чтобы её решить, взялся за стакан, то она ещё больше тебя поглотит. Ты на следующий день проснёшься, а она ещё больше, как комок. Нужно наоборот. Не знаю, может и нельзя так говорить: «Лучше возьми себя в руки, реши её, а потом возьми стакан и скажи — ну всё… решил, и за решение проблемы!»

Текст: Алексей Романенко

http://okolo.me/2014/01/intervyu-s-vyacheslavom-nikanorovym-liderom-gruppy-angelnebes/

Алексей Романенко, okolo.me

23.01.2014


Комментарии ВКонтакте: