Интервью «соРОК АКУл» с Вячеславом Никаноровым (Ангел НеБес)

Об акустической программе и будущих альбомах, стихах и песнях, пути и шествии, а также об организации фестивалей. Беседовал Евгений Максименко.

int40ak_1

Евгений: Это интервью для сообщества рок-акустики, поэтому начну сразу с наиболее интересующих вопросов. «Ангел НеБес» очень давно не давали акустических выступлений. А сейчас вы представили полноценную концертную программу, причём сразу по нескольким городам. Почему неожиданно решили взяться за этот формат? Что сподвигло?

Вячеслав: Так всё совпало. На самом деле, акустика – одно из моих любимых направлений. Да, был долгий период, когда наша групповая электрическая программа стояла на первом месте, а акустику я играл раз в полгода и только в Питере. Также у нас были плотные туры и достаточно большие передвижения, так что с акустикой было просто не вклиниться. А теперь так сошлись звёзды. В группу вернулся Моцарт (прим. – Сергей Никонов, басист АнБ), он и предложил мне реанимировать наш акустический проект, который по разным причинам был заморожен на несколько лет. Мы подумали и решили всё сделать ещё более красиво и интересно и пригласили Сашу Кочергина – нашего барабанщика. Ему понравился материал, и он придумал себе специальную мини-барабанную установочку. Также повлияло, что у нас опять перемены в электрическом составе и нужно время, чтобы всё отладить и подготовиться к фестивалям. Сейчас пауза в электрических гастролях группы «Ангел НеБес» – почему бы и не прокатиться с туром? Тем более, наши поклонники тоже повлияли. Среди них есть активные ребята, которые давно просили приехать с акустикой.

Евгений: Ты сказал, что акустика – одно из твоих любимых направлений. В чём это выражается?

Вячеслав: В акустике я больше сосредоточен на том, что хочу сказать. Потому что в нашей электрической атмосфере на мне ещё всё-таки и шоу, и энергетика, и драйв. В акустике же почти всё уходит в слова, которые я произношу со сцены. А они все для меня очень дороги, каждое слово для меня что-то значит. И мне проще и приятнее передавать этот посыл именно в таком формате. Конечно же, с надеждой, что люди всё это слушают и понимают. Как правило, так и происходит.

Евгений: Как обстоят дела с будущим акустическим альбомом? Что это будет?

Вячеслав: Концепция уже давно разработана. Это будет акустическая трилогия. Первая часть была записана три года назад. Она называется «Пилигрим» и выложена в интернете, её можно слушать. Там песни моего новомосковского периода жизни, 2007-2008 год. Многие поклонники любят этот акустический альбом даже намного больше всех электрических.

Вторую часть мы планируем начать записывать в конце года. Сюда я хочу включить песни питерского периода. Отчасти, для этого сейчас этот акустический концертный тур и сделан - чтобы что-то обозначить, опробовать.

А в третью часть – дай Бог она выйдет через пару лет – я хотел бы включить ранние неизданные песни, прямо истоки. То, с чего всё начиналось.

А сейчас, для второй части, я обозначил те песни питерского периода, которые в большей степени подходят под акустическую форму. И большое их количество мы включили в концертную программу «Светлой акустики». Но проблема в том, что во время подготовки к выступлениям и Саша Кочергин, и Моцарт отметили некоторые композиции, которые, по их мнению, обязательно нужно сделать в электричестве.

И вот сейчас надо всё обдумать: что из этой программы мы действительно потом сделаем в электрической форме, а что оставим в акустике.

И всё, потом уже останутся только технические моменты записи. Так что скоро всё будет)

 
 

Евгений: Касательно текстов песен. Знаешь, в твоей лирике часто можно заметить такую особенность. Куплет песни представляет собой мощный поэтический пласт. Текст очень литературен и богат смыслом. Отличается большим словарным запасом и интересными мыслями. Но при этом в припеве той же песни ты просто повторяешь одну или две строчки, достаточно простые и незамысловатые. То есть текст припева очень выделяется на фоне текста всей остальной песни. Своей крайней простотой и бесхитростностью. Почему ты предпочитаешь складывать песни именно так?

Вячеслав: Я не делаю это специально по какой-то задумке. Не знаю с чем это связано. Так душа просит. Подкрепить какими-то двумя фразами всё мудрёное, что я хотел сказать до этого. Я не задумывался о таких тонкостях.

Евгений: То есть, всё само собой получается?

Вячеслав: Да, ничего специального. Иногда бывает, что музыканты группы что-то чувствуют и говорят: «Слав, вот в этой песне прям очень нужен припев» - и я прислушиваюсь, иду им навстречу, пытаюсь придумать. Но это единичные случаи. А в основном в моей голове рождается сразу готовая композиция и мне тяжело потом что-то добавлять или видоизменять. Это отголосок какого-то сиюминутного наплыва, и мне хочется это сохранить. Потому что всегда, когда я потом исполняю – я же потом возвращаюсь в то состояние, какое было в момент сочинения. И важно, чтобы возвращение тоже было точным попаданием в ту точку отправления. Так что трудно сказать, почему именно вот так, но специально ничего не делается.

Евгений: Помимо группы у тебя много других активностей. Можно поподробнее? Чем занимаешься вне «Ангела НеБес»?

Вячеслав: Это организаторская деятельность. Я делаю фестивали в Петербурге.

Первый – «Окна Открой». Этот фестиваль даёт шанс молодым командам почувствовать большую сцену, сыграть на одном концерте вместе со звёздами. Даёт дорогу молодым группам, каковой в своё время и являлась «Ангел НеБес». Так сошлись звёзды, что в 2007 году мы приезжали сюда на отборочные туры, а теперь я работаю в этой сфере.

Второй - «Мир без наркотиков». Тут всё понятно, название говорит само за себя.

Есть ещё фестиваль - «День русской славы», который направлен на увековечение в памяти нашего народа своих героев, боровшихся за отчизну. Александр Невский, Пётр Первый и многие другие герои. У этого фестиваля историческая подоплёка. 
В свободное от деятельности группы «Ангел НеБес» время я занимаюсь этим.

Евгений: Как ты пришёл к этому?

Вячеслав: Мы несколько лет ездили в Петербург как раз на «Окна открой». Потом нас признали лучшей молодой группой отборочного цикла 2008 года, и мы переехали в Питер - решили, что дальнейшая наша судьба где-то здесь зависает. Месяцев через семь у меня закончились все деньги (музыка тогда ещё не кормила, да и сейчас-то не кормит в той мере, в которой хотелось бы). Жить было не на что, поэтому я пришёл к организаторам этого фестиваля и сказал: «Ребята, я по сути из-за вас всё бросил и переехал. Так что давайте, берите меня на работу!» Вот так пришёл, поработал там администратором года полтора, а потом и остался. Теперь управляю этими проектами.

Евгений: Чувствуешь ли ты какую-то отдачу от этих фестивалей? Достигнутый результат?

Вячеслав: Могу только предполагать что происходит потом. Надо просто делать добрые и светлые дела . По моему мнению, в этом вообще и должен заключаться смысл жизни каждого человека. Чтобы творить добро. Потом тебе, по моему мнению, воздастся. Поэтому нужно просто делать эти добрые дела, а следить за статистикой – этим уже другие люди занимаются.

На фестиваль «Мир без наркотиков» приходит несколько тысяч человек. И если 10-15 из тех, кто имеет эту проблему, задумаются – это уже результат. На «Окна открой» приезжают двадцать молодых коллективов, которые целый год проходят отборы на большую сцену. Если нескольким группам из них это поможет и они пойдут дальше развиваться – в этом уже есть смысл. А на «День русской славы» придут люди и узнают, что Александр Невский был не только великим полководцем, но и является величайшим святым, который не только мечом рубил, но ещё многих и на путь истинный направлял. Если хотя бы 10-20 человек это отложат в голове, то это прекрасно.

Да, каждый год есть какие-то положительные сдвиги во всех перечисленных мной направлениях. Но если говорить о фестивале «Окна открой», то, может быть, сегодня это не так заметно и громко как ещё лет 15-16 назад, когда с «Окон Открой» появились целая плеяда хороших групп: ПТВП, Психея, Animal Jazz. Даже IOWA впервые в жизни на большую сцену вышли именно на фестивале «Окна Открой», хотя сегодня работают в другом жанре. Раньше были «Пилот», «Сплин», «Король и Шут». Чуть позже там появились «Площадь восстания», «Теория», «Скворцы Степанова», «Копенгаген». Сегодня новые имена может быть не такие яркие, но сейчас уровень популярности рок-музыки упал в целом. Тем не менее, коллективы сильные.

 

Евгений: Кто-нибудь из новых имён, показавших себя на «Окна Открой» за последние несколько лет, выбрал путь профессиональных рок-музыкантов?

Вячеслав: К сожалению, уже у меня нет возможности за всеми следить. Но я знаю, что большинство групп существуют, работают. Им этот фестиваль как минимум помог почувствовать что такое большая сцена, что такое стадион. «Окна открой» - это стартовая площадка. А дальше всё зависит от самого коллектива. Либо они проснутся и будут почивать на лаврах, думая что теперь они звёзды, либо будут работать дальше. Вот кто работает дальше – те на виду.

Евгений: Вернёмся к Вячеславу Никанорову. Очень часто ты некоторые свои песни предваряешь четверостишиями либо короткими стихами. И на альбомах, и на концертах. Что это даёт? Как вообще появилась такая идея?

Вячеслав: Не знаю. Просто есть стихи, есть какие-то четверостишия, какие-то стихи, которые не хочется, чтобы в оставались «в столе», в моих тетрадях закопанных. Иногда просту иду по улице и неожиданно возникает мысль: «Вот этот стишок оптимально подойдёт вот к этой песне, если его здесь зачитать». Мне кажется, что перед началом конкретной композиции это четверостишие как бы дополнит её, подготовит зрителя. Как-то так.

Евгений: А эти четверостишия – они сразу сочиняются как стихи, или среди них есть не сложившиеся песни?

Вячеслав: Есть и то и другое. Много не сложившихся песен. Бывает, перебираешь тетрадь, начинаешь читать текст не состоявшейся песни - а у тебя в голове сразу какой-нибудь наш трек. Думаешь: «Ух ты, класс! Зачитаю-ка я на этом фестивале вот перед этой песней». Есть написанное как стих, а есть и не сложившаяся песня. Но, она ещё может и сложиться, ничего в этом страшного нет) На данный момент она живёт как четверостишие, а завтра станет песней. А бывает наоборот. Такой круговорот)

Евгений: Ты учился в военном учебном заведении. Это как-то повлияло на творчество?

Вячеслав: Мне кажется, на моё творчество повлияло абсолютно всё. Начиная с песочницы, где я в три года с машинками играл, заканчивая сегодняшним днём и моими детьми, которые в песочнице играют. Всё повлияло на моё творчество, я не могу разделять этапами. Период обучения важен для меня в первую очередь тем, что именно там я начал писать стихи. Потому что это был не простой этап моей жизни – я не был готов к военной службе, мой папа настоял, чтоб я туда поступил. Я его ни в коем случае не виню, тем более, что здоровье, которое я приобрёл там за четыре года благодаря физической подготовке - сегодня я на этом выезжаю, я это чувствую. Поэтому, я отца ни в чём не виню – а за что винить, если именно там я начал писать песни. Именно в непростой для себя атмосфере и обстановке я стал сочинять первые тексты. Именно там я закрывал глаза после команды «отбой» и представлял себя с группой на сцене. В творческом плане – это был скачок на самом деле, мне нужны были именно вот эти условия. Вообще, как человек верующий я считаю, что всё, что у меня в жизни произошло, было необходимо, это была Божья воля. Для чего-то мне было нужно это всё. Даже самый грешный, самый унизительный, самый гнилой момент в жизни был послан мне, чтобы я что-то осознал и в следующий раз поступил по-другому. Всё произошедшее было нужно. Так что, если ещё лет пять назад я спрашивал у Господа: «А за что мне было это?»,- то сегодня моё отношение изменилось. Я говорю: «Спасибо тебе за всё». Вообще за всё. Даже за самый грязный момент спасибо, потому что если бы его не было – я бы до сих пор не понял, что это грязно, что это не красиво, что это не правильно, что надо жить по-другому. Жить, мыслить, делать.

Евгений: Я правильно понял, что свою творческую жилку ты впервые осознал именно в тот период? Или что-то было раньше? Когда ты понял, что можешь быть поэтом, музыкантом, выступать на сцене?

Вячеслав: В десятом классе для всяких капустников, творческих вечеров и различных праздников я стал брать разные песни – например, «Всё это рок-н-ролл» или «Всё идёт по плану» - и переделывать их в шуточной форме про своих одноклассников. И всем это стало нравится. Они меня прям просили сочинять что-то новое. Тогда я ещё не думал, что могу писать что-то своё, но у меня хорошо получались такие вот юмористические каламбуры, вот эти переделывания песен. Это было ещё в школе, в десятом классе. А именно своё я попробовал писать на первом курсе военного университета. Это что касается текстов. Музыка – в том же школьном десятом классе я организовал вокально-инструментальный ансамбль. Я уже тогда считал, что всё, я должен стать рок-звездой. А «военные» года пришлись на начало моего поэтического пути. Мы пробовали играть музыку с моим однокурсником - я на басу, он на соло-гитаре - но это не приобрело формы ансамбля. В военном университете у меня в первую очередь шли тексты.

 

Евгений: Недавно «Ангел НеБес» выпустили новый альбом – «путьИшествие». В интернете можно найти много отзывов о том, что группа стала другой. Не хуже или лучше, а именно другой. Бывает ли такое, что ты сравниваешь своё сегодняшнее творчество с тем, что было пять или десять лет назад? Что изменилось?

Вячеслав: Своё творчество я совершенно осознанно делю на этапы. Был тульский период 2005 -2006. Сначала группа «Трактир», тогда сложился первый состав «Ангел НеБес». Потом был новомосковский этап – 2008 год - тогда я впервые стал выступать без гитары и с простынёй. И с пилой – брёвна и глобусы пилить на сцене. То есть тогда впервые появился театральный психодел. С 2009 по 2016 год – первый состав питерской группы «Ангел НеБес». Это были уже другие ребята и мы отошли от театрального арт-рока, который был в Новомосковске - мы опять включились в позицию оголтелого русского рока с некоторыми элементами западного музыкального оформления. 2016-2018 года - опять новый состав. А с 2016 года и по сегодняшний день – это эксперименты, которые у меня продолжаются четвертый год. Всё когда-то заканчивается, и, по моему мнению, в 2016 году закончился очередной этап. В 2016 году я понял, что так дальше нельзя – в плане отношения к музыке. У нас это отношение было абсолютно алкогольно – рок-н-рольное. То есть мы считали, что весь этот русский рок завязан только на алкоголе. В 2016 году я первый стал от этого отходить. И потом уже через эту призму стало строиться дальнейшее развитие. Те музыканты, кто не смог справиться, ушёл, а люди, которые смотрели в эту же сторону, пришли или остались. И вот это продолжается до сих пор.

Альбом «путьИшестиве» - это, по сути, исповедь часовая. Борьба со страстями, вспоминание прошлых грехов, прошлой греховной жизни. Для меня «путьИшествие» - взрослый альбом. И в музыкальном плане, и в текстовом. Мы могли становиться другими. Мы могли становиться не похожими на себя. Но, по моему мнению, с каждым годом и с каждым альбомом мы становились мудрее. И в поэзии, и в музыке. Даже когда я вспоминаю времена, когда у нас всё было завязано на алкоголе – мы всё равно не хотели оставаться на месте. Мы всё равно росли, всё равно репетировали, всё равно работали. Да, в какой-то период алкоголь стал нам мешать. И мы вовремя это увидели. Но даже в тот срок мы всё равно шли вперёд. Мы не могли оставаться на уровне альбома «Идиот рока, том 1» 2010 года, который на самом деле бы записан на коленке, там всё в три аккорда и летучие тексты. Дальше мы развивались – а развитие, я считаю, очень важно. Для меня и для тех людей, которые со мной. Следующий альбом «На крыло», может быть, не так хорошо был принят слушателями, как первый «Идиот». Но он, по моему мнению, мудрее. «Я играю в войну» - ещё мудрее. «Идиот Рока, том 2» ещё мудрее, а «ПутьИшествие» - это такая жирная точка первого десятилетия, подведение определённой черты. Надеюсь, что дальше будет лучше. «Другие» - разве в этом может быть что-то плохое? Слово «горжусь» здесь не подходит, но я удовлетворён тем, что мы меняемся. У нас никто не сидит без дела. И не сидел – даже в том безбашенном периоде, который я вспомнил. Музыканты прогрессировали. Помимо того, что они играли в группе – они начинали преподавать. И сегодня преподают – и басист, и барабанщик. Я занимался вокальными уроками, и в поэзии стремился себя выражать более мудро и по-другому. То, что люди замечают изменения – это лишнее подтверждение того, что мы не стоим на месте. Ну а лучше или хуже – не мне судить. Время всё расставит по своим местам. Но мне нравится то, что нельзя взять два наших диска и сказать «они же так похожи». Они все разные. По мне это хорошо. Может быть, кто-то привык, когда группа работает в одном стиле и ничего не меняется – и такое имеет право на жизнь. Но у нас вот такой путь. Мы не унываем, уныние это вообще страшный грех.

Евгений: Эти изменения, о которых ты говоришь. Процесс развития, переосмысления, мудрения – это всё происходило как-то спонтанно, или был какой-то осознанный вектор развития? Или просто в определенное время просто так складывалось?

Вячеслав: Лет пять назад я бы ещё рассуждал. Но сегодня моя жизненная позиция такова, что всё происходит по воле свыше. Если так складывалось – значит так было нужно каждому из нас. А вот для чего – трудно за себя отвечать. Мне кажется, люди должны смотреть и видеть и положительные изменения, и отрицательные. Но всё было нужно. Когда три с половиной года назад у меня появилась семья – она появилась в самый нужный для меня момент. Мне нужно было повзрослеть. Нужно было почувствовать себя отцом. Почувствовать ответственность в этом мире, потому что я же жил очень безответственно – будь как будет. Но так оно работает до определенного времени, до определенного этапа. Я благодарю небеса, что в нужный момент я смог приобрести какую-то степень ответственности – за себя, за семью, за детей, за музыкантов, за всё, что происходит вокруг, за всех людей, которые меня окружают. То есть надо было перестать быть центром вселенной, что всё крутится вокруг меня. Но нет, не так. На самом деле ты всего лишь пылинка в этом мире. Есть ты или нет –завтра это заметят сто человек, а остальной мир и без тебя прекрасно будет дальше существовать. Поэтому, твоё дело – не находиться в центре этого мира, а гармонично его наполнять и добавлять. Желательно – светом, добром и любовью.

Евгений: Альбомом «ПутьИшествие» рассказывает о борьбе со страстями. О преодолении препятствий на пути. Двигаться вперёд всегда достаточно тяжело. Есть много людей, которые тоже выбрали свой путь и своё шествие, но им очень сложно не отступить, не свернуть, не остановиться. Какой совет ты мог бы дать тем, кто идёт похожим путём, но нуждается в определённой поддержке?

Вячеслав: Трудно давать советы. Наверное, не забывать, что мир двухполярный. Даже когда ты находишься во тьме и просто закопан какой-то чернотой – не забывать, что есть выход, есть сторона света, нужно только протянуть руку. Никогда это не забывать, даже если вообще всё рушится и тебе кажется, что ты никогда не выберешься, что ты в какой-то яме, в подвале. Стоит лишь протянуть руку – свет он сильнее тьмы. Выбраться всегда можно, причем иногда настолько быстро, что ты даже и не предполагаешь. Так что просто не забывать про сторону света. Добро, любовь , тепло. Не забывайте, чтобы не случилось. Помните, что есть вторая сторона. В общем, в каждом из нас живет два волка. Черный и белый. Который из них победит? Которого кормишь.

int40ak_2

07.06.2019


Комментарии ВКонтакте: